ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей
на 2018 – 2020 годы
В рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Правительство Республики Казахстан, республиканские объединения работодателей и республиканские объединения работников, именуемые в дальнейшем Сторонами, считают, что необходимо приступить к более масштабной и фундаментальной работе по всем направлениям социально-экономического развития страны.
В этой связи Стороны, действуя на основе неукоснительного соблюдения Конституции Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан,
в рамках реализации Стратегии «Казахстан – 2050», Третьей модернизации Казахстана и программной статьи Президента Республики Казахстан «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»,
руководствуясь принципами развития социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и недопущения дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, а также принадлежности к общественным объединениям,
обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних переговоров и консультаций на всех уровнях социального партнерства,
на основании Трудового кодекса Республики Казахстан заключили настоящее Генеральное соглашение на 2018 – 2020 годы (далее — Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и связанные с ними экономические отношения в 2018 – 2020 годах и совместные действия его реализации.
Раздел I
Ускоренная технологическая модернизация экономики
Стороны обязались прилагать совместные усилия, направленные на:
- Содействие созданию новых индустрий с применением цифровых технологий.
- Расширение конкурентных преимуществ традиционных базовых отраслей отечественной экономики за счет внедрения элементов Четвертой промышленной революции.
- Эффективное регулирование рынка труда за счет обеспечения баланса спроса и предложения в условиях технологического обновления и цифровизации экономики.
- Повышение эффективности бюджетных расходов.
Для обеспечения реализации вышеуказанных целей Стороны договорились:
- Адаптировать национальное законодательство для обеспечения технологической модернизации экономики.
- Создавать благоприятные условия для внедрения инноваций и элементов Четвертой промышленной революции в целях технологического перевооружения отраслей экономики.
- Содействовать трансферту передовых зарубежных технологий и привлечению мировых высокопроизводительных компаний.
- Развивать инфо-коммуникационную инфраструктуру для ускоренного включения бизнеса и населения в технологическую модернизацию экономики.
- Обеспечить повышение компетенций трудовых ресурсов и гибкие перетоки кадров внутри и между предприятиями, отраслями и регионами для недопущения социальной дестабилизации и падения доходов населения.
- Стимулировать привлечение внутренних и внешних инвестиций для технологического обновления отраслей экономики.
- Принимать меры по улучшению инвестиционного климата за счет модернизации регулирования и взаимодействия инвесторов с государством.
- Направлять инвестиции в производства для поддержки высокоэффективных проектов.
Правительство принимает на себя обязательства:
- Обеспечивать разработку нормативных правовых актов для поддержки инноваций и привлечения инвестиций.
- Осуществить эффективную координацию реализации Национальной экспортной стратегии, Национальной инвестиционной стратегии и Программы «Цифровой Казахстан».
- Создавать условия для трудовой мобильности и управляемого перетока трудовых ресурсов в рамках модернизации экономики через заключение дорожных карт с крупными предприятиями и использование всех инструментов Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства.
Республиканские объединения работодателей принимают на себя обязательства:
- Координировать работу по самостоятельному инвестированию компаниями в образование и подготовку своих кадров при внедрении новых технологий, в том числе цифровых.
- Проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов в области инноваций и привлечения инвестиций.
- Привлекать предприятия к проведению ускоренного обновления основных средств с учетом внедрения передовых технологий.
- Способствовать выстраиванию системы управления перетоками трудовых ресурсов для недопущения напряженности на рынке труда, в том числе за счет оказания работодателям мер содействия по обеспечению развития компетенций потенциально высвобождаемых кадров.
Республиканские объединения работников принимают на себя обязательства:
- Способствовать выстраиванию системы управления перетоками трудовых ресурсов для недопущения напряженности на рынке труда путем:
— проведения широкой информационно-разъяснительной работы среди трудовых коллективов о вызовах для рынка труда, связанных с технологическим обновлением экономики;
— выработки предложений по снижению напряженности на рынке труда в рамках технологической модернизации (автоматизации, роботизации, цифровизации) производства.
Раздел II
Кардинальное улучшение бизнес среды
Стороны обязались прилагать совместные усилия, направленные на:
- Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства как основы увеличения объемов производства товаров, работ и услуг и создания новых рабочих мест.
- Снижение всех видов издержек и барьеров для открытия и ведения бизнеса.
- Предотвращение ценовых и тарифных сговоров для свободы предпринимательства и развития конкуренции.
- Снижение доли государства в экономике, создание эффективного частного сектора экономики и развитие государственно-частного партнерства.
Для обеспечения реализации вышеуказанных целей Стороны договорились:
- Обеспечить эффективную реализацию Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, в том числе в части обучения основам бизнеса и предоставления микрокредитов населению.
- Развивать приоритетные секторы экономики, обеспечивающие ее диверсификацию и рост конкурентоспособности.
- Разрабатывать предложения по улучшению бизнес-среды.
Правительство принимает на себя обязательства:
- Принять совместные системные меры по дерегулированию бизнеса.
- Принимать меры по стимулированию деловой активности частного сектора и улучшению бизнес-среды.
- Выработать предложения и рекомендации по созданию и развитию в республике саморегулируемых организаций.
- Продолжить работу по поэтапной передаче некоторых несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.
- Обеспечить либерализацию процедур контроля и надзора за деятельностью субъектов частного бизнеса.
- Оптимизировать процессы оказания государственных услуг через цифровизацию, сократить сроки и перечни документов при предоставлении государственных услуг.
- Стимулировать повышение качества продуктов и услуг за счет ускоренной гармонизации национальных стандартов с международными стандартами, обеспечить развитие инфраструктуры сертификации.
- Обеспечить расширение мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
- Ускорить приватизацию государственных активов и обеспечить ее прозрачность и эффективность.
- Расширить перечень государственных услуг, передаваемых в аутсорсинг бизнесу.
- Проводить регулярную ревизию национального законодательства на предмет выявления норм, препятствующих конкуренции.
- Обеспечить проведение ценовой политики, направленной на дальнейшую либерализацию ценообразования, обеспечивая при этом ценовую доступность для населения социально значимых продовольственных товаров и регулируемых услуг, снижение уровня инфляции.
- Вести мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары, регулируемые услуги и тарифы. В случаях необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары, проводить диверсификацию товаров первой необходимости через созданные в регионах социально-предпринимательские корпорации.
- Совершенствовать регулирование субъектов естественных монополий в части обеспечения предсказуемости и стабильности уровней тарифов.
- Проводить тарифную политику на основе достижения баланса интересов потребителями субъектами естественных монополий.
Республиканские объединения работодателей принимают на себя обязательства:
- Выступать оператором реализации соответствующих направлений Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства.
- Организовывать обучение предпринимателей и оказывать им консалтинговые услуги по открытию и ведению бизнеса.
Республиканские объединения работников принимают на себя обязательства:
- Вырабатывать предложения по улучшению бизнес-среды, в том числе в части регулирования трудовых отношений.
Раздел III
Содействие формальной и продуктивной занятости населения и повышению производительности труда
Стороны обязались прилагать совместные усилия, направленные на:
- Создание новых высококачественных рабочих мест, характеризующихся высокой производительностью, безопасными условиями труда, регулированием размеров оплаты труда.
- Обеспечение формальной и продуктивной занятости.
- Повышение качества трудовых ресурсов через развитие Национальной системы квалификаций.
- Модернизацию инфраструктуры рынка труда для обеспечения мобильности трудовых ресурсов.
- Создание соответствующих условий для привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы.
Для обеспечения реализации вышеуказанных целей Стороны договорились:
- Принимать меры по совершенствованию механизмов регулирования занятости, в том числе стимулировать формализацию занятости.
- Адаптировать содержание системы образования под потребности развития экономики на основе профессиональных стандартов и создать условия для развития компетенций трудовых ресурсов.
- Осуществлять меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом технологического обновления экономики.
- Использовать цифровые подходы для модернизации инфраструктуры рынка труда.
Правительство принимает на себя обязательства:
- Привлекать Стороны к разработке и совершенствованию нормативных правовых актов в сфере рынка труда с учетом мнения Сторон.
- Осуществлять общую координацию и мониторинг реализации Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства.
- Принять Дорожную карту по формализации самозанятых лиц и выработать комплекс системных и тактических мер для легализации трудовых отношений и сокращения неформальной самозанятости населения.
- Выстроить Национальную систему прогнозирования развития трудовых ресурсов, проводить мониторинг и анализ ситуации на рынке труда, прогноз спроса и предложения рабочей силы.
- Обеспечить координацию работы Сторон по развитию Национальной системы квалификаций.
- Совершенствовать систему профессиональной ориентации населения путем предоставления доступа к всеобъемлющей информации по рынку труда, в том числе с использованием информационных технологий.
- Провести трансформацию центров занятости населения и улучшить их деятельность для обеспечения большего охвата лиц, ищущих работу.
- Совершенствовать порядок определения потребности экономики в иностранной рабочей силе и формирования квот.
- Принимать меры по повышению контроля за соблюдением трудового законодательства.
Республиканские объединения работодателей принимают на себя обязательства:
- Содействовать участию бизнеса в модернизации профессионального образования и разработке профессиональных стандартов.
- Обеспечить внедрение независимой сертификации квалификаций.
- Содействовать внедрению дуального обучения на предприятиях и распространению института наставничества.
- Вносить предложения для формирования и размещения государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с потребностями работодателей.
- Принимать участие в разработке и обновлении образовательных программ.
- Содействовать вовлечению частных агентств занятости в трудоустройство граждан.
- Проводить информационно-разъяснительную работу среди субъектов предпринимательства по легализации трудовых отношений.
- Совместно с акиматами разработать дорожные карты на крупных предприятиях по переподготовке сокращаемых работников и их дальнейшему трудоустройству.
Республиканские объединения работников принимают на себя обязательства:
3.27. Участвовать в формировании отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и стимулировать работников к саморазвитию для реализации принципа «обучение в течение жизни».
3.28. Реализовать комплекс мер по повышению престижности рабочих профессий.
3.29. Принимать участие в разработке и формировании государственных программ обеспечения занятости, направленных на создание условий для достойной жизни.
Раздел IV
Улучшение качества человеческого капитала
Стороны обязались прилагать совместные усилия, направленные на:
4.1. Проведение необходимых мер для определения системы образования центральным звеном новой модели экономического роста, в том числе:
— интеграция образования в глобальную среду;
— достижение всеохватывающего и востребованного образования с учетом технологических навыков;
— обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, науки и инноваций;
— повышение престижа системы технического и профессионального образования.
4.2. Модернизацию национальной системы здравоохранения, ориентированной на эффективность, финансовую устойчивость и поддержку социально-экономического роста, через:
— внедрение новой политики по охране здоровья общества на основе интегрированного подхода к профилактике и управлению болезнями;
— повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения;
— модернизацию медицинского и фармацевтического образования и науки;
— обеспечение необходимой цифровизацией и информатизацией системы здравоохранения.
4.3. Дальнейшую модернизацию системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, в том числе:
— повышение качества жизни, ориентированное на поэтапное улучшение минимальных социальных стандартов для населения и норм социального обеспечения, обеспечивающих полную социальную защищенность;
— формирование конкурентной среды в сфере социального обслуживания в целях повышения качества социальных услуг;
— дальнейшее развитие пенсионной системы и социального страхования, сфокусированное на стимулирование продуктивной и формализованной занятости;
— усиление адресности при оказании социальной помощи малообеспеченным слоям населения;
— усиление адресности, доступности и качества специальных социальных услуг.
Для обеспечения реализации вышеуказанных целей Стороны договорились:
4.4. Содействовать реализации проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».
4.5. Создавать необходимые условия для продвижения концепции «обучение в течение всей жизни» и выравнивания условий обучения для учащихся в удаленных, сельских регионах.
4.6. Содействовать обновлению содержания технического и профессионального образования с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны.
4.7. Расширять государственно-частное партнерство и привлечение частных инвестиции в сферу образования.
4.8. Содействовать созданию условий для коммерциализации результатов научных исследований и технологий.
4.9. Содействовать повышению престижа и мотивации педагогических кадров.
4.10. Обеспечить дальнейшее развитие инфраструктуры здравоохранения и образования на основе государственно-частного партнерства и современных информационно-коммуникационных технологий.
4.11. Содействовать повышению доступности, качества, безопасности, эффективности, устойчивости и пациентоориентированности системы здравоохранения, основанной на комплексной цифровизации данных и процессов.
4.12. Проводить на постоянной основе информационно-разъяснительную работу по вопросам обязательного медицинского социального страхования, социального и пенсионного обеспечения.
4.13. Содействовать совершенствованию методики определения величины прожиточного минимума, а также внедрению медианного дохода для оценки нуждаемости граждан.
4.14. Изучить сложившуюся практику и подготовить предложения по повышению эффективности и доступности действующих механизмов социального обеспечения.
4.15. Совершенствовать качество минимальных социальных стандартов. Осуществлять регулярную оценку (мониторинг) качества минимальных социальных стандартов и их соответствия международным стандартам и нормативам.
4.16. Совмещать социальные гарантии государства, социальную ответственность бизнеса и личную ответственность граждан.
4.17. Оказывать меры социальной поддержки лицам из числа инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, лиц, приравненных к ним (предоставление бесплатного или льготного проезда в общественном транспорте, ремонт жилья, обеспечение топливом, зубопротезирование, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, оказание материальной помощи др.), исходя из возможностей.
4.18. Реализовывать обязательства Республики Казахстан по выполнению положений конвенции о правах инвалидов в соответствии с руководящими принципами комитета ООН по правам человека, в том числе по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями.
4.19. Осуществлять меры по реализации концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030, направленные на:
— обеспечение охраны материнства и детства, социальной поддержки женщин, решение гендерных проблем в сфере социально-трудовых отношений;
— поддержку мужчин и женщин, занимающихся уходом за детьми и их воспитанием на равных правах;
— увеличение представительства женщин на уровень принятия решений.
Правительство принимает на себя обязательства:
4.20. Реализовать меры по целенаправленности учебных программ на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации.
4.21. Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами.
4.22. Обеспечить поэтапное внедрение трехязычия на всех уровнях образования.
4.23. Обеспечить бесплатным образованием безработную и самозанятую молодежь, а также людей трудоспособного возраста, не имеющих профессионального образования.
4.24. Реализовать меры по развитию системы профессионального образования для подготовки специалистов новых производств в рамках обозначенной экономики.
4.25. Формировать государственный образовательный заказ на подготовку кадров с учетом реальной потребности рынка труда в трудовых ресурсах и обеспечить соответствие содержания образовательных программ требованиям профессиональных стандартов.
4.26. Усилить контроль и требования в отношении кадрового состава высших учебных заведений, уровня их материально-технического обеспечения и образовательных программ.
4.27. Предоставить в системе обязательного медицинского социального страхования частным медицинским организациям равные условия для развития конкуренции.
4.28. Обеспечить участие в системе обязательного медицинского социального страхования социально уязвимых слоев населения за счет государства, начиная с
2020 года согласно сроков реализации системы обязательного социального медицинского страхования.
4.29. Проводить широкую информационно-разъяснительную работу по проводимым реформам в сфере здравоохранения.
4.30. На законодательном уровне поэтапно ввести регулирование цен на все лекарственные средства.
4.31. Обеспечивать формирование и реализацию государственной политики основанной на социальных гарантиях, социальной ответственности бизнеса и личной ответственности граждан:
— по повышению уровня социальной защиты граждан посредством предоставления адресности социальной помощи и социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;
— по повышению уровня социальной обеспеченности работников всех уровней за счет диверсификации источников социальных выплат.
4.32. Проводить технические консультации и изучение условий по ратификации конвенции Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения».
4.33. Оказывать государственную адресную социальную помощь малообеспеченным гражданам и семьям.
4.34. Продолжить работу по обеспечению социальной защиты работающего населения в случае наступления социального риска путем:
— сохранения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования;
— повышения ответственности за соблюдение требований законодательства о социальном обеспечении (своевременная и полная уплата обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений);
— обеспечения максимального охвата обязательным страхованием работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.
Республиканские объединения работодателей принимают на себя обязательства:
4.35. Содействовать в подготовке кадров, обладающих специализированными отраслевыми навыками и высокой квалификацией:
— организации опережающего профессионального обучения, подготовки и переподготовки работников, обучения основам предпринимательства.
4.36. Содействовать развитию внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников.
4.37. Содействовать привлечению частных инвестиций в образование и здравоохранение.
4.38. Способствовать развитию человеческого капитала посредством разработки использования политики и практики по повышению возможности и трудоспособности человека.
Республиканские объединения работников принимают на себя обязательства:
4.39. Проводить мероприятия по повышению престижа системы образования на непрерывность обучения на протяжении всей жизни и качества образования и подготовки педагогических кадров.
4.40. Проводить мероприятия по разъяснению основ принципа солидарной ответственности гражданина, работодателя и государства за охрану здоровья населения.
4.41. Проводить совместные семинары с социальными партнерами по разъяснению основ законодательства в сфере социального страхования, социального и пенсионного обеспечени
Раздел V
Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
Стороны обязались прилагать совместные усилия, направленные на:
5.1. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.
5.2. Создание благоприятных условий труда в процессе трудовой деятельности для реализации права работников на достойный труд.
5.3. Разработку и реализацию нормативных правовых актов в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности, а также государственных программ улучшения условий и охраны труда.
5.4. Повышение эффективности внутреннего контроля за соблюдением безопасности и охраны труда на предприятиях.
5.5. Развитие и углубление сотрудничества по обеспечению промышленной и экологической безопасности.
5.6. Обеспечение реализации государственной политики в области промышленной и экологической безопасности.
5.7. Снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления.
5.8. Обеспечение экологической безопасности и улучшение качества окружающей среды.
Для обеспечения реализации вышеуказанных целей Стороны договорились:
5.9. Осуществлять взаимодействие органов государственного контроля и надзора, объединений работодателей и профессиональных союзов по осуществлению государственного и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства по вопросам безопасности и охраны труда.
5.10. Совершенствовать систему управления профессиональными рисками в целях предотвращения или снижения опасностей, угрожающих здоровью и безопасности работников.
5.11. Развивать систему мониторинга состояния условий и охраны труда, включая совершенствование статистической отчетности.
5.12. Реализовывать мероприятия по сохранению жизни и здоровья работников, включая меры профилактики, раннего выявления профессиональных заболеваний и по внедрению механизмов управления профессиональными рисками в повседневную производственную практику.
5.13. Содействовать проведению научно-исследовательских и аналитических работ, направленных на предотвращение или снижение опасностей, угрожающих здоровью и безопасности работников, улучшение условий работы и охраны труда на предприятиях.
5.14. Содействовать в проведении апробации и внедрения результатов научных исследований в производственных условиях на предприятиях и организациях республики.
5.15. Способствовать созданию производственных советов по безопасности и охране труда в организациях для совместных действий по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
5.16. Проводить совместную работу в научно-технических советах, технических комитетах и рабочих группах по разработке технических регламентов, государственных нормативов и стандартов в сфере безопасности и охраны труда.
5.17. Организовывать научные исследования, использовать новые инновационные технологии и результаты научных исследований в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности для снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
5.18. Принять меры по продвижению рекомендации Международной организации труда о ВИЧ/ СПИДе и сфере труда (№ 200).
5.19. Продолжить работу по реализации Конвенции Международной организации труда № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда».
5.20. Проводить симпозиумы, научно-практические конференции, семинары, совещания и другие мероприятия по проблемам обеспечения безопасности и охраны труда, промышленной и экологической безопасности, представляющим взаимный интерес.
5.21. Распространить среди всех групп населения экологические знания и способствовать формированию экологически мотивированных культурных навыков.
5.22. Сохранять и развивать особо охраняемые природные территории.
5.23. Обеспечить эффективное участие общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.
Правительство принимает на себя обязательства:
5.24. Совершенствовать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формирования страховых тарифов в зависимости от состояния условий и охраны труда на рабочих местах.
5.25. Совершенствовать подходы в предоставлении сокращенной продолжительности рабочего времени и дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска в зависимости от фактического состояния условий труда на рабочем месте.
5.26. Совершенствовать систему подготовки и переподготовки специалистов в сфере охраны труда с учетом соответствующих профессиональных стандартов и использования современных технологий.
5.27. Совершенствовать нормативную правовую базу в целях повышения эффективности систем оценки условий труда и улучшения здоровья работающих, выявления и оценки профессиональных рисков и управления ими.
5.28. Провести технические консультации по ратификации Конвенции Международной организации труда № 184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве».
5.29. Согласованно решать правовые, экономические, организационные и иные вопросы обеспечения промышленной и экологической безопасности.
5.30. Принимать нормативно-технические документы, соблюдение которых обеспечивает промышленную и экологическую безопасность, с учетом необходимой гармонизации с международными нормами и стандартами.
5.31. Разработать и внедрить механизм дистанционного надзора за опасными производственными объектами.
5.32. Создать систему управления рисками на основе классификации опасности производства.
5.33. Совершенствовать процедуру аттестации и проверку знаний руководителей, специалистов и работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
5.34. Повышать эффективность функционирования системы промышленного и экологического надзора.
5.35. Развивать международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Республиканские объединения работодателей принимают на себя обязательства:
5.36. Принимать меры по созданию новых рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда.
5.37. Реализовывать комплекс мер, направленных на снижение производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний.
5.38. Внедрять передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда.
5.39. Принимать меры по организации встреч с трудовыми коллективами по вопросам обязательного медицинского социального страхования, социального и пенсионного обеспечения.
5.40. Способствовать созданию приемлемых трудовых и социальных условий для своих работников в соответствии с конвенциями Международной организации труда
№ 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда».
5.41. Принимать меры по проведению превентивных мероприятий, направленных на обучение, комплексную подготовку персонала по охране труда с использованием современных технологий и повышение правовой культуры по охране труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
5.42. Проводить в соответствии с законодательством медицинские осмотры работников, и своевременное и полное выполнение рекомендаций по результатам периодических медицинских осмотров работников.
5.43. Своевременно проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда и предоставлять работникам предусмотренные законодательством льготы и компенсаций за тяжелые, вредные и (или) опасные условия труда.
5.44. Проводить работу по добровольному декларированию на соответствие требованиям трудового законодательства.
5.45. Соблюдать требования промышленной и экологической безопасности, установленные в технических регламентах, правилах, инструкциях и иных нормативных правовых актах Республики Казахстан.
5.46. Снижать негативное воздействие факторов техногенного характера на окружающую среду.
5.47. Обеспечить подготовку, переподготовку и проверку знаний специалистов, работников в области промышленной безопасности.
Республиканские объединения работников принимают на себя обязательства:
5.48. Совершенствовать систему подготовки и переподготовки технических инспекторов по охране труда с учетом соответствующих профессиональных стандартов с использованием современных технологий.
5.49. Участвовать в создании и работе производственных советов по безопасности и охране труда с целью обеспечения совместных действий, направленных на соблюдение требований охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
5.50. Участвовать в организации мероприятий по улучшению условий труда и санитарно-гигиенических условий работников, а также проведении профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
5.51. Осуществлять с работодателем совместный контроль и эффективное взаимодействие в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности.
5.52. Способствовать осуществлению лечебно-профилактических мероприятий по оздоровлению работников, прежде всего занятых во вредных условиях труда, в частности, в санаториях-профилакториях, санаторно-курортных учреждениях путем участия в финансировании.
5.53. Проводить информационно-разъяснительную работу среди членов профсоюзных организаций на предмет соблюдения нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда.
5.54. Незамедлительно информировать администрацию организации об авариях, инцидентах на опасном производственном объекте.
5.55. Формировать экологическую культуру, развитие экологического образования и воспитания.
Раздел VI
Социальное партнерство
Стороны обязались прилагать совместные усилия, направленные на:
6.1. Проведение консультаций, мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на отраслевом, региональном уровнях, коллективных договоров, а также практики работы органов социального партнерства с рассмотрением результатов анализа на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее — Комиссия).
6.2. Изучение и распространение международного опыта, включая опыт стран ОЭСР, работы трехсторонних органов (комиссий) по регулированию социальных и трудовых отношений, содействие развитию социального партнерства и его институтов на отраслевом и региональном уровнях.
6.3. Постоянное освещение в средствах массовой информации договоренностей, достигнутых во время консультаций и переговоров сторон социального партнерства, и обнародование информации о состоянии выполнения взятых на себя обязательств.
6.4. Проведение всех зависящих мер по урегулированию коллективных трудовых споров, противодействию нарушениям в сфере трудовых отношений.
6.5. Проведение совместных работ по развитию принципов социальной ответственности сторон.
6.6. Соблюдение законодательных и общепризнанных международных норм и правил о невмешательстве в деятельность профессиональных союзов и объединений работодателей, непрепятствование их созданию и функционированию.
6.7. Содействие реализации трудовых стандартов Международной организацией труда.
6.8. Обеспечение реализации принципов достойного труда в Республике Казахстан, реализация комплекса мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.
Для обеспечения реализации вышеуказанных целей Стороны договорились:
6.9. Развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
6.10. Сформировать открытую информационную базу отраслевых соглашений, заключенных на отраслевых и региональных уровнях социального партнерства.
6.11. Реализовать меры, направленные на улучшение показателей слагаемого фактора «Эффективность рынка труда» Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее – ГИК ВЭФ).
6.12. Обмениваться информацией о выявленных фактах нарушений конвенций Международной организации труда, других международных договоров, участником которых является Казахстан, и национального законодательства по обеспечению прав и гарантий деятельности профсоюзов, организаций работодателей, их объединений с целью принятия мер к их устранению.
6.13. Содействовать расширению охвата коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на предприятиях и в организациях страны.
6.14. Организовывать и совершенствовать условия конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз».
6.15. Обеспечивать совместное участие в разработке и рассмотрении законопроектов в области социально-трудовых отношений и их рассмотрение на заседаниях Комиссии.
6.16. Сформировать на паритетной основе группу наблюдателей из числа представителей республиканских объединений работодателей, республиканских объединений профессиональных союзов и уполномоченного государственного органа по труду для участия в разработке и принятии соглашений на отраслевом и региональном уровнях.
Сформированная группа наблюдателей по участию в разработке и принятию соглашений отдельно по отраслям и регионам на уровне области, города республиканского значения и столицы ежегодно на полугодовой основе представляет на рассмотрение в Комиссию информацию о проводимой работе.
6.17. Объявить в 2018 году и провести совместную акцию «Заключите трудовой договор».
6.18. Принимать комплекс упреждающих мер по профилактике, предупреждению и предотвращению социально-трудовых конфликтов.
6.19. Проводить на ежегодной основе анализ исполнения Генерального, отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров.
6.20. Проводить анализ функционирования системы социального партнерства и осуществлять в рамках трехсторонних комиссий по социальному партнерству рассмотрение результатов анализа и опыта.
6.21. Продолжить совместную работу по подготовке предложений, направленных на совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и повышения эффективности разрешения коллективных трудовых споров.
6.22. Проводить обмен информацией, документами и материалами, статистическими данными по вопросам, определенным настоящим Соглашением, для выполнения взятых на себя обязательств и осуществления взаимного контроля.
6.23. Обеспечить реализацию нормативов по труду и расширение охвата предприятий системой нормирования труда.
6.24. Соблюдать принципы равенства и возможностей в области оплаты труда между иностранными и отечественными работниками при выполнении равнозначных работ и соответствующей одинаковой квалификации.
6.25.Проводить консультации по разработке согласованных предложений по основным принципам системы оплаты труда в отраслях экономики.
6.26. Предусматривать соответствующие обязательства по оплате труда в соглашениях и коллективных договорах, в том числе обеспечить включение отраслевых коэффициентов, классифицирующих условия труда по степени вредности и опасности.
6.27. Применять эффективные и гибкие системы оплаты труда, учитывающие вклад каждого работника в конечные результаты деятельности организации и направленные на мотивацию высокопроизводительного труда.
6.28. Взаимодействовать в решении вопросов по реализации права на своевременную и полную оплату труда с органами исполнительной власти, органами государственного надзора.
6.29. Проводить анализ и оценку состояния реализации законодательства по вопросам оплаты труда, вносить предложения по его усовершенствованию.
6.30. Продолжить работу по проведению технических консультаций по ратификации Конвенции Международной организации труда № 131 «Об установлении минимальной заработной платы».
Правительство принимает на себя обязательства:
6.31. Обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в сфере регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в формах обмена информацией, консультаций, переговоров, совещаний, рабочих встреч.
6.32. Координировать социальное партнерство и содействовать эффективному социальному диалогу на республиканском, отраслевом и региональных уровнях.
6.33. Проводить технические консультации по ратификации Конвенции Международной организации труда № 154 «О содействии коллективным переговорам».
Республиканские объединения работодателей принимают на себя обязательства:
6.34. Способствовать созданию условий для свободной деятельности представителей работников в организациях в соответствии с конвенциями Международной организации труда № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях».
6.35. Принимать меры по организации постоянных встреч с трудовыми коллективами по вопросам регулирования трудовых отношений и производственной деятельности предприятий.
6.36. Проводить постоянные мероприятия по повышению правовой грамотности работодателей в сфере регулирования трудовых отношений.
6.37. Проводить среди работодателей обучение и разъяснение трудового законодательства, обучающие тренинги по развитию навыков умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых конфликтах.
6.38. При возникновении коллективного трудового спора принимать меры по соблюдению примирительных процедур.
6.39. Обеспечивать условия для эффективного функционирования согласительных комиссий.
Республиканские объединения работников принимают на себя обязательства:
6.40. Проводить среди работников обучение и разъяснение основ трудового законодательства, обучающие тренинги по развитию навыков умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых конфликтах.
6.41. Принимать меры по разрешению коллективных трудовых споров в рамках действующего законодательства и не допущению проведения незаконных забастовок, собраний, акций протеста.
6.42. Изучить сложившуюся практику разрешения индивидуальных трудовых споров и подготовить предложения по их разрешению.
Раздел VII
Заключительные положения
С целью координации выполнения Сторонами положений данного Соглашения Стороны договорились о нижеследующем:
7.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2018 года и действует до заключения нового Соглашения.
7.2. Генеральное соглашение распространяется на государственные органы, работников и их представителей, на всех работодателей независимо от форм собственности, на организации, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, собственниками имущества, учредителями (участниками) или акционерами которых являются иностранные граждане или иностранные юридические лица либо юридические лица с иностранным участием, а также филиалы и представительства иностранных юридических лиц.
7.3. Стороны признают Соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим приоритетные направления и необходимые действия по проведению согласованной социально-экономической политики в Республике Казахстан на 2018 – 2020 годы.
7.4. Соглашение служит основой для переговоров и заключения отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров в организациях и на предприятиях.
7.5. Обязательства Сторон по Соглашению и рекомендации (решения) Комиссии должны учитываться при заключении отраслевых и региональных соглашений и коллективных договоров.
7.6. Генеральное соглашение на последующие годы заключается не позднее
25 декабря 2020 года.
7.7. Решения Комиссии являются формой реализации настоящего Соглашения.
7.8. Контроль за ходом выполнения Генерального соглашения осуществляется сторонами в порядке, определенном Положением о Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.
7.9. По предложению одной из Сторон в Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения по взаимному согласию Сторон, которые оформляются отдельными протоколами и вступают в силу со дня подписания.
7.10. Сторонам необходимо внести изменения и дополнения в отраслевые и региональные соглашения или заключить новые в соответствии с Генеральным соглашением.
7.11. Стороны несут ответственность в случае невыполнения взятых на себя обязательств, предусмотренных Соглашением, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
7.12. Стороны разрабатывают План мероприятий по реализации принятых обязательств с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение с утверждением его Комиссией.
7.13. Рабочая группа Комиссии готовит информацию о ходе выполнения Соглашения. Комиссия раз в полугодие рассматривает ход выполнения положений Соглашения.
7.14. В целях освещения деятельности Республиканской трехсторонней комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Республике Казахстан.
7.15. Совершено в городе Астане « 31» января 2018 года в 7 экземплярах на государственном и русском языках. У каждого из участников подписания находится по одному экземпляру Соглашения.